Главная Консультация юриста ЕНВД: Применение ККТ и бланков строгой отчетности
ЕНВД: Применение ККТ и бланков строгой отчетности
Консультации - Консультация юриста


МАРИЯ ГРОЗЕНКОВА, ЗАО «АКГ «Прайм Эдвайc»

При совмещении ЕНВД и общего режима налогообложения налогоплательщик может выбирать, применять ККТ или нет, только в отношении деятельности, облагаемой ЕНВД.


  Сфера применения контрольно-кассовой техники установлена в ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

  В общем случае контрольно-кассовая техника (далее — ККТ), включенная в государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

  Однако особый порядок применения ККТ предусмотрен для организаций, оказывающих услуги населению, осуществляющих специфическую деятельность и применяющих специальный налоговый режим — систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

 

 

Организации, оказывающие услуги населению

  Данный порядок могут применять организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, которые перечислены в Общероссийском классификаторе услуг населению, утвержденном Постановлением Госстан-дарта России от 28.06.93 №163.

  Согласно п. 2 ст. 2 Закона от 22.05.03 №54-ФЗ организации могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

  При этом порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, должен соответствовать требованиям Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.08 №359.

  Так, в соответствии с п. 13 Положения учет бланков документов, изготовленных типографским способом, по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге учета бланков докумен-тов. Листы такой книги пронумеровываются, прошнуровываются и подписываются руководи-телем и главным бухгалтером, а затем скрепляются печатью (штампом).

  При оплате услуг наличными денежными средствами уполномоченное лицо организации заполняет бланк документа, за исключением места для личной подписи. Далее лицо получает от клиента денежные средства, называет сумму полученных денежных средств и помещает их отдельно на виду у клиента. Только после этого уполномоченное лицо подписывает бланк строгой отчетности в качестве подтверждения полученных от покупателя наличных денежных средств. После этого покупателю выдается сдача и сам бланк строгой отчетности.

  Если же услуги или товар оплачиваются покупателем при помощи платежной карты, то уполномоченное лицо организации сначала получает от клиента карту, потом заполняет бланк документа, но пока на нем не расписывается. Далее лицо вставляет платежную карту в устройство для счи-
тывания информации с платежных карт и получает подтверждение оплаты по платежной карте. После этого на бланке строгой отчетности ставится печать уполномоченного лица организации, и карта возвращается клиенту вместе с бланком.

  Все бланки строгой отчетности следует заполнять четко и разборчиво, исправления при этом не допускаются. Испорченный или неправильно заполненный бланк перечеркивается и прилага-ется к книге учета бланков документов за тот день, в котором они заполнялись.

  При этом следует помнить, что для одних видов услуг бланки строгой отчетности разработаны и утверждены (например, для перевозки пассажиров — проездные билеты), а для других — нет. Так, в Письме ФНС России от 10.06.11 №АС-4-2/9303@ говорится, что в настоящее время для услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, услуг по физкультурно-оздорови-тельной деятельности и услуг по образованию форм бланков строгой отчетности нет. Поэтому организации, оказывающие их, могут применять самостоятельно разработанные бланки.

 

Организации, осуществляющие специфическую деятельность

  Организации в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. При этом в отличие от требований при осуществлении наличных расчетов, установленных для организаций, оказывающих услуги населению, выдача бланков строгой отчетности не является обязательной. Однако это возможно лишь при осуществлении определенных видов деятельности, например:

  • продажи газет и журналов;
  • продажи сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50% (и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ, а учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно);
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транс-порте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли;
  • торговли в киосках мороженым и безалко-гольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, моло¬ком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утиль-сырья, за исключением металлолома;
  • продажи по номинальной стоимости государс¬твенных знаков почтовой оплаты, подтверж¬дающих оплату услуг почтовой связи, и проч.

Полный перечень таких видов деятельности приведен в п. 3 ст. 2 Закона от 22.05.03 №54-ФЗ.

Иные организации, применяющие ЕНВД

  Плательщики ЕНВД, не подпадающие под действие п. 2 и 3 ст. 2 Закона от 22.05.03 №54-ФЗ, также могут осуществлять наличные денежные расчеты, а также расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

  Однако при этом они обязаны по требованию покупателя выдавать документ, подтверждающий прием денежных средств от него за соответствующий товар или услугу. В качестве такого документа может выступать товарный чек, квитанция или иной документ, содержащий в обязательном порядке следующие сведения:

  • наименование документа;
  • порядковый номер документа, дату его выдачи:
  • наименование для организации (если же в качестве продавца выступает индивидуаль-ный предприниматель, то указываются его фамилия, имя и отчество);
  • ИНН продавца:
  • наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами или с использова-нием платежной карты;
  • должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ;
  • подпись лица, выдавшего документ.

  Подразумевается, что на документе будет стоять именно личная подпись продавца, факсимиле не допускается. Сумма в указанном документе может указываться только в российских рублях. Указанный документ выдается в момент оплаты покупателем товара или услуги.

  Законодательством не установлено каких-либо требований к изготовлению или форме указанного документа. Поэтому организация сама может разработать форму, назвать документ и выбрать способ его изготовления. Согласовывать свои действия и регистрировать разработанную форму с какими-либо контролирующими органами не нужно. Документ может быть как выписан от руки, так и представлен в печатном виде. Количество экземпляров таких документов законодательно также не установлено. Указанные документы являются первичными учетными документами организации, поэтому следует вести их учет, по аналогии с бланками строгой отчетности, в хронологическом порядке.

  Напомню, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться при осуществлении, в частности, следующих видов предпринимательской деятельности:

  1. оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
  2. оказания ветеринарных услуг;
  3. оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
  4. оказания услуг по предоставлению во временное владение мест для стоянки автотранспортных средств, а также по их хранению на платных стоянках (за исключением штрафных);
  5. оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов организациями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 соответствующих транспортных средств;
  6. розничной торговли, осуществляемой на территории магазинов и пр. помещений не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
  7. оказания услуг общественного питания в залах с площадью не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания;
  8. распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкции;
  9. размещения рекламы на транспортных средствах и проч.

  Полный перечень видов деятельности, попадающих под налогообложение ЕНВД, перечислен в п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

  Таким образом, для того чтобы понять, какой порядок осуществления расчетов наличными денежными средствами без применения ККТ следует применять организации, нужно сначала определить ее вид деятельности. Необходимо убедиться, что вид деятельности:

  1. попадает под перечень услуг, перечисленных в Общероссийском классификаторе услуг насе¬лению (применяется порядок, установленный в п. 1 ст. 2 Закона от 22.05.03 №54-ФЗ);
  2. попадает под перечень видов деятельности, перечисленных в п. 3 ст. 2 Закона от 22.05.03 №54-ФЗ (применяется порядок, установленный данным пунктом);
  3. попадает под вид деятельности, указанный в п. 2 ст. 346.26 НК РФ, и не попадает в перечень услуг, перечисленных в Общероссийском класси-фикаторе услуг населению. Иными словами, ваша фирма является плательщиком ЕНВД, но не попадает под действие п. 1 и 3 ст. 2 Закона от 22.05.03 №54-ФЗ (в этом случае применяется порядок, установленный п. 2 ст. 2 Закона от 22.05.03 №54-ФЗ).


Если все-таки решили применять ККТ

  Как уже понятно, использование ККТ при применении организациями системы налогообложения в виде ЕНВД является правом, а не обязанностью налогоплательщика. В силу каких-то причин организация-налогоплательщик ЕНВД может решить все-таки применять ККТ в ходе своей хозяйственной деятельности. В ряде случаев это действительно может быть целесообразно, например, для ведения внутреннего учета в организации. В этом случае контрольно-кассовый аппарат, если он уже использовался ранее, не следует снимать с учета в налоговом органе. Если же кассовый аппарат приобретается именно для этих целей, то его необходимо будет поставить на учет независимо от того, собираются ли использовать его в дальнейшем при расчете с населением или нет. В пункте 2.1. ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 №54-ФЗ не имеется ограничений и указаний об обязанности снятия аппарата с учета для плательщиков ЕНВД, которые применяли ККТ, но впоследствии решили отказаться от ее использования при расчетах с населением и вести на кассовом аппарате только внутренний учет. В то же время в соответствии с п. 1 ст. 4 1. 2 Федерального закона от 22.05.03 №54-ФЗ контрольно-кассовая техника, применяемая организациями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика.

  Поэтому если организацией-плательщиком ЕНВД используется контрольно-кассовая техника, она должна состоять на учете в налоговом органе независимо от того, для каких целей она используется. В противном случае организации также грозит штраф в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ.

Обязательность применения ККТ при ЕНВД

  Однако из любого правила есть исключения. В нашем случае также имеются виды деятельности, попадающие под налогообложение ЕНВД, при которых применение ККТ является обязательным.

  Так, в соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона от 22.11.95 №171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) в городских и сельских поселениях, должны иметь для таких целей, в частности, контрольно-кассовую технику.

  Указанные нормы в соответствии с п. 4 ст. 6 Федерального закона от 18.07.11 №218-ФЗ вступают в силу с 1 июля 2012 года. Однако обязанность по применению ККТ такими организациями имелась еще до указанной редакции Закона.

  Что касается организаций, совмещающих несколько налоговых режимов в силу специфики своей деятельности. При совмещении деятельности, облагаемой ЕНВД, и деятельности, облагаемой налогами по общей системе налогообложения, налогоплательщик может выбирать, применять ККТ или нет, только в отношении деятельности, облагаемой ЕНВД. При осуществлении деятельности, облагаемой в соответствии с общим режимом налогообложения, использование ККТ обязательно. Об этом свидетельствует официальная позиция ФНС РФ, выраженная в Письме ФНС РФ от 29.09.09 «О применении ККТ плательщиками ЕНВД».

Контроль за применением ККТ при ЕНВД, ответственность

  Контроль за соблюдением порядка выдачи документов при осуществлении платежей без использования ККТ организациям-плательщиками ЕНВД осуществляют налоговые органы. Они проверяют документы, связанные с применением организациями ККТ, получают необходимые объяснения и справки, а также сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок.

  При отказе в выдаче соответствующего документа они вправе налагать на плательщиков ЕНВД штрафы. В соответствии с п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч руб.;
  • на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч руб.

  В случаях, когда применение ККТ для плательщиков ЕНВД обязательно (при розничной продаже алкогольной продукции), нарушение указанных правил влечет наложение административного штрафа в соответствии с п. 3 ст. 14.16 КоАП РФ:

  • на должностных лиц - в размере от трех тысяч до четырех тысяч руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой;
  • на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

  Что делать, если налоговые органы привлекли организацию к административной ответственности по результату контрольной закупки, при которой организацией не был выдан товарный чек или иной документ, подтверждающий прием наличных денег?

  Следует помнить, что налоговые органы не наделены правом проводить проверочную закупку при осуществлении контроля за применением контрольно-кассовой техники. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95 №144-ФЗ проверочная закупка относится к оперативно-розыскным мероприятиям при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. При этом в ст. 13 Закона налоговые органы не наделены правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Таким образом, действия налогового органа по привлечению организации к ответственности по результату контрольной закупки являются неправомерными.

 

По материалам издания "Налоговый учет" №19 2012